Несколько последующих месяцев в ожидании даты суда я провёл в депрессии. Я не делал ничего стоящего. Я много спал, подолгу гулял, и просиживал часы за видеоиграми. Тяжело ставить цели, когда знаешь что скоро попадёшь в тюрьму.В конце концов я получил адвоката и встретился с ним чтобы обсудить моё дело. Прежде чем я успел открыть рот, он сказал: «Ну, я просмотрел ваше дело, и так как это ваше первое правонарушение то я почти уверен что нам удастся свести его к мелкой краже, то есть вам будет грозить некоторый срок общественной работы, и то если мы не будет оспаривать приговор. Я в отличных отношениях с окружным прокурором, поэтому я практически уверен что он согласится. Я настоятельно рекомендую против ведения процесса, так как улики против вас очевидны, и вы были взяты с поличным.» Первое правонарушение? Как это? Мой мозг тут же заполнили мысли типа, «Почему он думает что это моё первое правонарушение? Разве о не знает о предыдущих? И если он думает так, будет ли считать так же весь остальной суд? Исправить ли мне это упущение моего адвоката?» Обдумав всё это в голове в течение нескольких секунд, я решил что мне лучше всего держать свой чёртов рот на замке. Это могло обернуться против меня, но могло и сыграть мне на руку. Я рассудил, что в наихудшем варианте мне придётся иметь дело с разгневанным адвокатом. Но наилучший вариант был настолько хорош, что я не мог упустить его. Крупная кража была уголовным преступлением, мелкая кража — всего лишь проступком. Мне было просто необходимо рискнуть. Конечно, рисковать мне было не привыкать.
Спустя несколько недель мы отправились в суд. Мой план заключался в том чтобы насколько возможно держать рот закрытым, и говорить только самый необходимый минимум. Перед входом в зал суда я просмотрел основные материалы дела. Они действительно правильно установили мою личность, но в деле содержалось и моё фальшивое имя. Упоминания о предыдущих правонарушениях не было. Всё, что я мог предположить — кто-то напутал и искал прецеденты, основываясь не на моём реальном имени, а на фальшивом, несмотря на то что дело попало в суд с моим настоящим именем. Человеческая ошибка? Ошибка компьютера? Кто знает? Но в любом случае, одна большая ошибка.
Естественно, когда мы вошли в зал суда (место которое становилось мне всё более знакомым), суд остался при убеждении что это первое правонарушение и отнёсся к нему соответственно. Я не стал оспаривать сниженное обвинение в мелкой краже и получил 60 часов общественных работ. Я отработал эти 60 часов как на самой лучшей в мире работе, зная что они могли превратиться в 17520 часов.
У меня кружилась голова. Что только что произошло? Следующие два года снова были моими.
Снова время строительства
Вскоре я переехал обратно в Лос-Анджелес, устроился на работу мелким продавцом за 6 долларов в час, и стал посещать какие-то пустяковые занятия. За прошедшие пару лет я испытал достаточно возбуждения, и хотел просто немного насладиться тихой нормальной жизнью… какое-то время побыть вне зоны действия радара. Я разыскал старых школьных друзей, которые учились в Университете Калифорнии в Лос-Анджелесе, и иногда зависал в их общежитии, но обычно сторонился вечеринок. Я много играл в летающую тарелку, гольф, теннис и компьютерные игры (особенно приключенческие серии фирмы Sierra, которые были популярны в начале 90-х). Я старался вести очень простую жизнь. Я проводил много времени, анализируя своё поведение в Беркли и желая хорошо понять его, чтобы не позволить себе когда-нибудь снова встать на этот путь. Но я думал обо всём этом сам и ни с кем не делился своими мыслями.
Я знал что мне предстоит осуществить значительные личные изменения, но я также знал и то что мне нельзя идти назад. Мораль и убеждения, в которых меня воспитали, были разбиты, но жизнь без чувства совести я тоже не рассматривал в качестве возможного варианта. Была ли необходима вера в Бога для жизни по кодексу этики?
Я осознал, что несмотря на всю кажущуюся негативность моего опыта, он также навсегда изменил меня в лучшую сторону. Пройдя через эти испытания, я разблокировал доступ к части себя, которая прежде спала — к своей смелости. Хотя я и совершил много глупостей, для их совершения нужно было немало смелости. Я раз за разом учился действовать вопреки страху. И этот урок остался со мной. Так как я уже стоял перед перспективой попасть в тюрьму, то любая неудача, приводящая к менее негативным последствиям чем тюрьма, уже не пугала меня. По сей день у меня практически нет страха неудачи. Я просто говорю себе: «Эй, если это не доведёт меня до тюрьмы, действительно ли это так плохо?»
Конечно, мне предстояло научиться совмещать эту смелость с некоторым чувством морали и здавым смыслом. Поэтому на протяжении этого года тихого отдыха я постепенно смещал мой контекст чтобы создать новый личный этический кодекс, который бы вёл меня. Но я построил его не на религиозной основе, а более гуманистическим образом, и ввёл в него такие ценности как честь, честность, прямота, скромность и рациональность. Это был очень осознанный и целенаправленный процесс перестройки, который должен был продолжаться как минимум ещё несколько лет. Но даже в самом начале его, в 1991-1992 годах он дал мне некоторую стабильность и постепенно стал моим наиболее сильным контекстом, вплоть до настоящего времени. Мне потребовалось совсем немного времени чтобы понять что приобретённая мною смелость может стать мощным активом, если я научусь разумно использовать её.
Я был готов к новым вызовам.
Бояться нечего
Осенью 1992 года я решил вернуться в колледж, начав с самого начала. На этот раз я направился в Университет штата Калифорнии а Нортридже. Программа по компьютерным наукам не изменилась за прошедшее время, поэтому для поступления мне надо было просто подать заявление. Я поселился в общежитии в 21 год. Но я был уже не тем человеком, которым я был в 18. В религиозном смысле я по прежнему оставался атеистом, но теперь мною руководила имеющаяся у меня сильная коллекция личных ценнностей. Я хотел понять на что я способен и что эти новые ценности смогут для меня сделать, особенно целостность и прямота. Я навсегда перестаю обманывать, воровать и пить. Для меня всё это выражалось так — я намечал цели, предпринимал действия и старался делать всё от меня зависящее. Моя смелость была моим новым источником энергии, но теперь я накинул на неё хорошую упряжь. Мои друзья из Беркли говорили мне: «Если бы ты вложил всю энергию, которую ты затратил на криминальное поведение, в учёбу, то был бы круглым отличником.»
Но я знал, что и так смогу быть отличником. Я уже достиг этого в старших классах школы, и это не было для меня серьёзным вызовом. Поэтому в первом же семестре я поднял планку, намереваясь посетить 31 пару (по 10 предметам). Средний студент посещает 12-15 пар за семестр. К сожалению, декан факультета компьютерных наук не одобрила мои дополнительные занятия. Она твёрдо стояла на страже, и думала что я либо шутник либо чокнутый. Я уговорил её с 18 до 25 пар, но на этой цифре она остановилась как вкопанная, и даже тогда всё ещё подозревала какую-то шутку с моей стороны. Поэтому я посетил 25 пар в университете, и еще 6 пар за пределами кампуса, всего 31 пару. Это было против правил, так как одобрение дополнительных пар технически включало в себя и пары вне кампуса, но я не собирался позволять бестолковой бюрократии остановить меня.
Я посвятил себя изучению управления временем и научился очень эффективно использовать своё время. Я с отличием закончил все предметы и кроме того принёс свои школьные аттестаты декану — на второй семестр я просил 39 пар. На этот раз получить её разрешение было нетрудно, но я думаю что когда я вышел, она немного испугалась за меня. Я с отличием закончил и этот семестр. Затем летом 1993 года я устроился на штатную работу программистом игр, а также стал вегетарианцем. Никаких летних школ. В моём третьем и последнем семестре я добавил математики (это было легко устроить, так как с компьютерными науками сочеталось много разных курсов), и посетил 37 пар, продолжая работать целый день. Я закончил со средним баллом 3.94 и в конце получил награду как лучший студент года по компьютерным наукам. Два диплома за три семестра.
Этот опыт позволил мне глубже оценить силу контекста. Будучи католиком, я бы даже не попытался проделать всё это. Я бы никогда не поставил тех целей, которые поставил. Я не думаю что кто-то может полностью осознать насколько разной кажется реальность с точки зрения разных контекстов, если он никогда не переключал контексты. Если вы находитесь в контексте, лишающем вас силы, то как бы вы не старались, ваша способность взяться за определённые задачи будет совершенно парализована (если вы вообще станете стараться).
В течение года после окончания я основал Dexterity Software, встретил свою будущую жену и продолжил исследование различных систем убеждений. Но теперь я делал это очень сознательно. Я руководствовался мыслью о том что если один контекст может открыть путь к ранее неизвестному потенциалу, то что же смогут сделать другие контексты? Может ли существовать лучший контекст, чем тот который был у меня? Два опыта, полученных мною в Беркли и университете в Нортридже, были совершенно противоположными, и я знал что причина этому — мои различные системы убеждений. Одна «религия» почти довела меня до тюрьмы, другая позволила успешно затронуть потенциал внутри меня, о существовании которого я не догадывался. Мне было абсолютно необходимо больше узнать об этом.
На протяжении следующего десятилетия я экспериментировал с агностицизмом, различными новомодными системами убеждений, буддизмом, объективизмом и прочими. Я даже на несколько месяцев погрузился в сайентологию, чтобы понять что это такое. Я хотел ассимилировать несколько различных контекстов, испытать их изнутри а затем отойти на расстояние и сравнить их сильные и слабые стороны. Это привнесло значительную неустойчивость в мою жизнь, но также и потрясающий рост.
Я был похож на шеф-повара, пробующего разные ингредиенты и пытающегося найти рецепт убеждений, приводящий к наилучшей жизни. Опять же, определение «наилучший» является частью самого рецепта, поэтому моё понимание смысла жизни также было в течении.
Много раз я обнаруживал что новый контекст тормозил меня, и мои результаты начинали ухудшаться. В других случаях мой новый контекст оказывался более ободряющим, и меня бросало вперёд. В долгосрочной перспективе, по мере того как я встраивал новые укрепляющие меня убеждения и сбрасывал тормозящие старые, моя жизнь стала улучшаться на глазах. За прошедший год они были довольно стабильны, и 2005 год без сомнения был моим наилучшим годом в жизни.
Гибкость
Наши убеждения действуют как линзы. Эти линзы могут помочь нам увидеть вещи, которые мы иначе бы увидеть не смогли, но они могут также и помешать нам видеть часть реальности. Я вижу огромную часть личностного развития в изучении этих линз — то есть этих систем убеждений. Существует бесконечное число линз, поэтому поиск никогда не кончается, но чем больше линз вы испытываете лично тем лучше вы понимаете природу реальности и свою роль в ней.
Я не встречал ни одной организованной системы убеждений, которая не была бы в некотором отношении обескураживающей. Проблема в том, что у всех них фиксированная перспектива. Если вы смотрите на реальность с одной перспективы, под одним определённым углом, то вы воспринимаете лишь проекцию реальности на вашу систему убеждений, а не саму реальность. Чем более жестка ваша перспектива, тем больше деталей вы упускаете (детали, которые не попадают в вашу проекцию но попадают в другие), и тем меньше вашего истинного потенциала вы можете раскрыть.
В течение нескольких лет я описывал бы свою религию как поле, а не как фиксированную точку. Она была многоконтекстуальной. Я удерживал контекст на плаву и пробовал смотреть на реальность со многих перспектив. Вначале это вызывало беспокойство и мешало ставить цели и предпринимать действия, но оно того стоило, так как дало мне гораздо большую ясность. Я начал видеть закономерности в том куда ведут определённые перспективы — как меня, так и других. Так же как можно представить куда приведёт в конце концов криминальная жизнь, можно и представить (точнее получить некоторое представление о том) куда приведёт вера в определённого Бога; и как этот путь соотносится с другими. Это сделать сложно, так как и начальная и конечная точки не являются фиксированными. Это поля возможностей, ведущие к полям потенциала. Например, жизнь преступника может начаться и окончиться многими разными способами, но всё равно в таком пути прослеживаются некие общие закономерности. Вы можете сделать некоторые обобщения, которые будут довольно точными.
В результате этого самоанализа я смог отбросить определённые убеждения и укрепить другие. Некоторые убеждения я счёл совершенно разочаровывающими, и если бы я принял их то закрыл бы себе доступ к ценному потенциалу. В их число входила вера в рай/ад и вера в «высшие» силы. Последнее может показаться удивительным, но я предпочёл оставить это убеждение, так как постоянно оказывалось что оно менее вдохновляюще чем вера в «низшие» силы. Примером «высшей» силы может быть осознание Бога или богов, таких какие присутствуют в христианстве или греческой мифологии. «Низшая» сила могла бы представлять собой поле, способное реагировать на ваши намерения, что-то вроде «силы» в «Звёздных войнах» или же то что некоторые люди называют «истоком». Вы можете молиться любому типу силы, но в первом случае вы просите, а во втором провозглашаете. Много людей, и я в том числе, заметили что декларативная молитва действует лучше чем молитва просящая, и чем отсутствие молитвы вообще. В основном я вижу это как выдвижение намерения.
Таким образом, принимая решение о том каким убеждениям следовать, а от каких отказаться, я возвращаюсь к понятиям силы и потенциала. Я стремлюсь избавиться от убеждений которые ограничивают мою способность реализовать свой потенциал, и укрепляю убеждения, открывающие доступ к большему потенциалу. Если кажется что один тип молитвы совсем не работает, а другой часто помогает, то я начинаю больше принимать второй контекст.
Мир в моих глазах
Моя суммарная религия по сути стала религией личного роста. Каждый год я продолжаю подстраивать свои убеждения, пытаясь привести их в лучшее соответствие с моим представлением о том, как устроена реальность. Чем лучше мы понимаем реальность, тем больший потенциал разблокируем. Аналогично тому как понимание нового закона физики позволяет нам делать вещи которые мы прежде не могли делать, система убеждения о реальности действует точно так же. Если вы застряли на убеждении о том что Земля плоская, это будет ограничивать ваши действия и результаты. Похожим образом, если ваши религиозные убеждения слишком сильно не совпадают с настоящей реальностью, вам будет суждено прожить жизнь затронув только часть вашего истинного потенциала. В моей «религии» осознанно оставлять потенциал нетронутым грешно. Личная оптимизация глубоко встроена в моё чувство морали. Не расти — это морально неправильно для меня, это противоречит моему пониманию смысла жизни.
Единственный надёжный способ который я нашёл для определения того какие убеждения будут снабжать меня силой, — проверить их и сравнить с другими убеждениями. Это именно то, что я начал делать вначале неосознанно и очень разрушительным образом. Но если делать это сознательно и разумно, то оно даст вам совершенно новую перспективу жизни. Аналогично тому как много путешествующие люди описывают происходящие в них изменения под воздействием других культур, вы также можете ожидать изменений под воздействием различных систем убеждений.
Конечно, я не ожидаю что все вокруг начнут следовать моей религии. Это был мой очень личный выбор, который несомненно сформировался моими уникальным опытом. Однако сознательный выбор моих убеждений позволил мне получить доступ к тому потенциалу, который я бы никогда не затронул находясь в других системах убеждений. В большинстве случаев я бы просто застрял, будучи слишком пассивным и не смог бы подтолкнуть себя. Я был бы более склонен принять данный мне жизненный жребий, а не участвовать в его создании. Так как моя религия основана на активной работе над личностным ростом и помощи другим делать то же самое, то она стимулирует меня к совершению действий. Просто одних хороших мыслей или намерений недостаточно.
Другая часть моей религии — стремиться стать наилучшим собой, каким только возможно, но не копией Иисуса, Будды или кого-либо ещё. Под этим подразумевается много времени, затрачиваемого на изучение собственных сильных и слабых сторон, и выяснение того где я могу расти и что мне, возможно, придётся просто принять.
Всё имеет значение
Придаёт ли вам силы ваша текущая система убеждений для того чтобы стать наилучшим, или же обрекает на жизнь простой тени того, кем вы могли бы быть? Можете ли вы честно сказать что вы делаете всё что в ваших силах, или близки к этому? Живёте ли вы в согласии с вашими самыми сокровенными убеждениями? Каковы бы ни были ваши религиозные или духовные убеждения, достаточно ли вы практикуете их? Ведёте ли вы себя безупречно?
В понедельник, когда я шёл по центру Лас-Вегаса, я увидел подавленного бездомного человека, сидящего на одной из дорожек, который просил подаяние. Каждую минуту мимо него проходило более ста человек, но никто не остановился чтобы улыбнуться или сказать ему доброе слово. Я подумал про себя, «Где же все христиане?» Если Иисус — модель христианского поведения, что бы он сделал в этой ситуации? Что бы сделали другие модели? Что бы сделали вы?
На словах я слышу что большинство американцев — христиане. На деле я вижу что большинство — нет.
Если вы действительно во что-то верите, вы будете действовать в соответствии с этой верой — всегда. Если вы убеждены в существовании гравитации, то никогда не станете отрицать её. Если вы заявляете что верите во что-либо, но действуете не в соответствии с этим, то на самом деле вы в это не верите. Вы просто обманываете себя. Несерьёзной веры не бывает.
Именно действия, а не слова, раскрывают ваши убеждения. Если вы хотите понять во что вы верите на самом деле, понаблюдайте за своими действиями. Для этого может понадобиться некоторая смелость, но если вы проследите ваши действия, то это приведёт вас к более согласованной системе убеждений. И оттуда вы сможете начать сознательно двигаться по направлению к новым позитивным убеждениям, причём на этом пути ваши действия будут согласованы с вашими убеждениями. Но вы не продвинетесь вперёд пока будете заявлять что верите в одно, а в то же время постоянно делать противоположное. Большинство людей в такой ситуации будут пытаться подвести под свои действия базу в виде так называемых убеждений… и не получат ничего, кроме разочарования. Повторяю — сперва приведите свои убеждения в соответствие со своими действиями и достигните состояния полной честности с собой, своими сомнениями и всем прочим. Затем вам станет гоораздо легче двигаться вперёд. Не бойтесь сделать это — ни одно божество не накажет вас за то что вы честны перед собой. А если какое-то всё-таки покажется, то вы всегда можете использовать меня в качестве козла отпущения 😉
Хотя эта дорога может оказаться довольно ухабистой (для меня это точно), вы дойдёте до другого конца гораздо более цельным и сильным человеческим существом. Внутренние несогласованности полностью калечат нас, принуждая жить только на части своего потенциала. Когда наши убеждения и действия конфликтуют, мы также не можем и думать. Мы становимся менее умными и менее находчивыми, и нами легко манипулируют другие. У нас совершенно нет ясности и кажется что мы не можем двигаться в определённом направлении. Мы похожи на корабль без руля, бросаемый волнами.
Солгласованность — это ясность. Когда наблюдая за своими действиями вы проясните для себя во что же вы на самом деле верите о реальности, и примете самые глубокие, самые тёмные свои истины, с которыми вы никогда не хотели встречаться, — тогда вы встанете на путь роста, который пристыдит все ваши предыдущие достижения. Вы откроете доступ к ресурсам, которые ранее спали — большему уму, большей сознательности, большей совести. И вы наконец станете жить с величием, которое долго было похоронено под кучей отрицания и отказа.
Не бойтесь встретить себя такими, какие вы есть. Вы значительно сильнее, чем можете представить.
И затем…
Завтра мы исследуем вопрос о том, как принять самое большое решение: Как следует жить, и для чего?
Оригинал: The Meaning of Life: Intro
Перевод: Andrew Zhezhera
Размышления о смысле жизни от Стива Павлина Часть 1