Спустя 4 года после выхода триумфального «Возвращения» Андрей Звягинцев представил свою вторую картину «Изгнание». В новой работе Звягинцев продолжает линию наблюдения за человеческой природой и человеком в момент выбора. Фильм «Изгнание» проникнут тончайшим психологизмом предоставляющим зрителю большое пространство для размышлений (в том числе и над собой) и подталкивающим к собственной трактовке переживаний и мыслей героев.
На этот раз объектом внимания со стороны режиссера стал кризис отчужденности, поразивший отношения семейной пары и проявившийся у героев в двух разных желаниях любви. Все диалоги в фильме предельно сконцентрированы до коротких молчаливых фраз между персонажами помещенными в ситуацию необходимого и мучительного выбора.
Действие ленты разворачивается вокруг абстрактной семьи: жены и мужа имеющих 2-х детей. Вера, роль которой великолепно сыграла Мария Бонневье, пытаясь своими силами разрешить проблему любви между ней и мужем, в надежде быть услышанной, намеренно искажает правду и сообщает ему, что ждет ребенка от другого мужчины. Ее муж Алекс, давно привыкший к укладу их жизни, то ли из-за страха, то ли из-за собственного нежелания что-то менять, в стремлении выйти из неожиданного осознания и вернуться в свой «потерянный рай» принимает наверное, единственно возможное и роковое для него решение, фактически принуждая жену сделать аборт.
В попытке вернуться в этот «рай» через эгоистическую силу и желании избавиться от чужого, как он думает ребенка, герой Константина Лавроненко, сыгравшего Алекса, теряет жену, а вместе с ней и возможность вернуться в свою прежнюю жизнь, в свой «потерянный рай». Не желавший услышать Веру до ее смерти, он навсегда изгнан из него, обреченный жить с чувством вины. К концу фильма режиссер окончательно приговаривает Алекса, узнающего истинные результаты теста на беременность своей недавно умершей жены. Со всем этим знанием он остается наедине.
На трагическом примере своих героев Звягинцев рисует нам свою трактовку изгнания как осознания трагичности и неправедности собственных дел в прошлом. Изгнание — как мучение души мучаемой собственной виной.
Вопрос любви как собственности и истинной любви, как со-бытия двух человек, породивший проблемы в отношениях героев, они решают по-разному, однако становится очевидным, что невозможность решить этот вопрос, приводит к несчастью. И разумеется не только в кино.
Наблюдая в фильме последствия, к которым ведет отсутствие именно истинной любви между людьми, на мой взгляд, можно прийти только к одному и вообщем-то давно всем известному выводу. Только любовь как взаимная направленность людей друг к другу, искреннее желание и умение слышать и слушать, может составить и составляет человеческое счастье и гармонию. Очень кстати автор в середине картины озвучивает текст послания к Коримфянам.
Фильм «Изгнание» не вселяет в зрителя веру, что на практике можно жить счастливо, скорее наоборот. Вероятно, это и небыло задачей режиссера. Однако, помимо эстетического удовольствия, этот фильм позволяет нам увидеть своего рода анти-пример, и дает нам возможность лишний раз задуматься о себе, своих поступках и своей жизни.
Услышит ли зритель, услышим ли мы все эту притчу, и главное, хватит ли нам сил и веры, чтобы не повторить в собственной жизни подобных ошибок — вопрос риторический. Но многое зависит от нас.