Автор теории множественного интеллекта Говард Гарднер убежден: бизнесу нужен этический кодекс, каждый руководитель при вступлении на ответственный пост должен произносить деловой аналог клятвы Гиппократа, а бизнес-школы отвечают за формирование адекватного культурного контекста.
Что если бы в бизнесе был аналог клятвы Гиппократа? Что-нибудь вроде «обязуюсь никогда не причинять вреда, всегда действовать в интересах клиентов и акционеров и не изображать Господа Бога перед подчиненными»? По мнению автора теории множественного интеллекта Говарда Гарднера, бизнес от этого станет только успешнее и сильнее, да и имидж предпринимателей и менеджеров много выиграет. Но клятва как формальность даст немного – нужно менять культурные установки. И начинать формирование нового цивилизационного контекста нужно с бизнес-школ. Ведь если 28-летний студент MBA подтасовывает свои экзаменационные ответы, велика вероятность, что лет через 20 он будет обманывать акционеров! Необходимо, чтобы этичное поведение стала даже не второй, а первой натурой сегодняшних и завтрашних бизнесменов. Если в бизнес-школах студентам будут прививать этичность, то, получив степень MBA, менеджеры будут оценивать потенциальных работодателей не только по уровню предлагаемой стартовой зарплаты, но и по тому, насколько высока ее социальная ответственность, насколько честно и уважительно организация ведет себя с партнерами, клиентами, конкурентами и собственными сотрудниками.
В бизнес-среде такая точка зрения уже подвергалась критике. Ее оппоненты считают, что ограничение сознания бизнесмена – особенно предпринимателя – рамками этичности и социальной ответственности значительно сузит его способность генерировать новые идеи и начинать новые проекты. Если просчитывать последствия принятых решений для всех и каждого, ни одна идея не будет воплощена в жизнь, говорят скептики. Но если посмотреть пять критериев этичности, которые сформулировал Гарднер, вряд ли можно найти в них нечто, душащее инновацию и инициативу:
- Дисциплинированное сознание – способности к точным, естественным или гуманитарным наукам;
- Способность к синтезу – интеграции разрозненных идей в одно целое;
- Творческое мышление – способность находить и решать новые задачи и проблемы;
- Уважительность – способность завязывать и поддерживать хорошие межличностные отношения;
- Гражданское сознание – готовность выполнять свои обязательства гражданина и соблюдать права человека.
Однако многие студенты бизнес-школ не воспринимают этику как реальность. «Этика – это роскошь, непозволительная для простых смертных», «профессиональная этика – это только для юристов, журналистов, врачей и генетиков», «менеджерам нужно зарабатывать деньги, какая уж тут этика» – такие высказывания среди студентов MBA не редки. Бизнес потерпит крах, если не расширит свое сознание и не станет социально ответственным, возражает Говард Гарднер. Ведь потребители, талантливые сотрудники, а со временем и акционеры отвернутся от неэтичной компании. Таланты будут выбирать организации с высокими стандартами корпоративной культуры, оставляя работодателей, менее разборчивых в средствах ведения бизнеса, с заурядными, менее мотивированными и не столь эффективными сотрудниками. Гарднер даже организовал специальные семинары, чтобы развенчать мифы о деловой этике среди сегодняшних соискателей степени MBA – будущих топ-менеджеров.
Молодые предприниматели менее скептически относятся к деловой этике, чем молодые менеджеры. Они уверены, что в этом отношении жесткие требования к корпоративной культуре положительно влияют на инновации – причем востребованные рынком. Соответственно, через какое-то время главенствовать на рынке будут «правильные» компании – где работа выполняется на высоком уровне, социальная ответственность бизнеса высока, да и работать само по себе приятно. Кроме того, считают предприниматели, этичность напрямую коррелирует с лидерскими и управленческими качествами – чем строже человек относится к этическим нормам, тем успешнее он руководит. И тем легче ему находить решения проблем в переменчивой деловой среде – ведь внутренний кодекс чести подскажет выход из затруднительной ситуации и не заставит долго колебаться. Самым ярким примером правоты такой позиции молодые новаторы считают Google, чей неформальный лозунг – «не делай зла».
Что думаете вы? Насколько этичность влияет на бизнес-успех? Должны ли бизнес-школы прививать этику? Высказывайте свое мнение в отзывах к этой статье!
Материал на основе статьи Howard Gardner Does Good Work из журнала Strategy+Business подготовила Светлана Шишкова
3 ответа к “Бизнес-клятва Гиппократа”
Боюсь студенту 28 лет привить этичность будет сложновато… Способность к точным наукам вообще надо развивать с детства, к тридцати годам ты уже слишком сформировавшаяся личность.
Сегодня, в эпоху дикого капитализм в России, трудно представить себе компанию, следующую этическим нормам. А компанию, следующую этическим нормам в ущерб сиюминутной вгоде, особенно. Но за этическими принципами конечно будущее, далекое светлое будущее, ну как у коммунистов.
Возможно это и похоже на несбыточную мечту, но в мире, на мой взгляд, достаточно предпринимателей у которых есть этическая осознанность, точно также как и тех у кого ее нет. Возможно она не везде проявляется, но несомненно есть, иначе бы о ней говорили.